Les Sylphides

Мариус Петипа руководил петербургским балетом почти пятьдесят лет. Когда он был уволен, никто не знал, что делать дальше. Нужен был человек, который повел бы за собой труппу и задал бы работу тренированным, вышколенным танцовщикам, — то есть тот, кто умел свободно сочинять на языке классиче­ского танца.

Михаил Фокин

В 1907 году танцовщик Мариинского театра Михаил Фокин показал свой балет «Шопениана», и всем стало ясно: это тот хореограф, которого так ждали. Музыка балета была составлена Фокиным из фортепианных произведе­ний Шопена в оркестровке Александра Глазунова. Набралось на один акт. А больше Фокину и не было нужно: он сразу понял, что век трех-четырехакт­ных спек­таклей в духе Петипа прошел. Как и век любимых Петипа балерин-виртуозок, эталоном которых была Пьерина Леньяни — невысокая, корот­коно­гая, крепкая, с бравурной, точной и смелой манерой танца.

Фокин тосковал по балетным 1830-м, по временам «Сильфиды» и балерины Марии Тальони, современницы Шопена. Фокин изучил доступные гравюры того времени и за копейки заказал костюмы всему кордебалету. В балетах Петипа костюмы шились из шелка и бархата, украшались золотым шитьем и невероятно раздували бюджет постановки.

В «Шопениане» на всех танцов­щицах, от балерин до кордебалета, были простенькие белые лифы с батисто­выми рукавами-фонариками, пышные длинные юбки и веночки из роз. Та­кой же костюм Фокин видел на гравюрах у Марии Тальони. Он попросил тан­цовщиц в «Шопениане» двигаться как бы вполголоса, а то и шепотом, желая воссоздать то впечатление, которое, согласно мемуарам, производила на пуб­лику Тальони. И он этого добился. Публика была потрясена, всем стало ясно, что солисты «Шопенианы» — Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижин­ский — звезды, и звезды совершенно нового типа.

Но главным открытием Фокина и «Шопенианы» стали даже не они, не манера танцевать вполголоса, как бы растушевывая рисунок танца, а то, что в «Шопе­ниане» демонстративно не было героев. В программке значились просто «Юно­ша» и «Сильфиды». Танец выступал сам по себе, один на один с музыкой. И как оказалось, это совсем не мешало балету оставаться увлекательным, интерес­ным, сложным.

©2018 Olga Naumova project ⊗ Best-Guest.co.uk

Log in with your credentials

Forgot your details?